Незаконные условия договора с турфирмой

Лето – время отдыха, путешествий, активного интереса к тому, что предлагают турфирмы. Часто компании, предлагающие путевки по разным направлениям, включают в договор положения, которые неправомерны. Контроль над этим осуществляет Роспотребнадзор. Какие пункты ущемляют права потребителей?

незаконные условия договора с турфирмой

Условия тура можно изменять в одностороннем порядке

Чаще всего говорится о том, что турагентство имеет право заменить отель на другой такой же категории или выше без доплаты, не согласуя это с заказчиком. Гражданский кодекс исходит из того, что в одностороннем порядке отказаться от выполнения условий договоренности нельзя. Если турфирма ссылается на договор с туроператором или Международную гостиничную конвенцию, нужно иметь в виду следующее. Отношения компании и туроператора не включают в себя туриста, он не обязан испытывать неудобства. Международная гостиничная конвенция же в качестве приоритета учитывает местное законодательство, кроме того, Россия в ней не участвует.

Перечень существенных обстоятельств

Закон о туристской деятельности предлагает конкретный список обстоятельств, в связи с которыми каждая сторона вправе требовать изменения договора или его расторжения. Часто турфирма или туроператор пытаются этот перечень изменить, включая изменение курса валют, введение новых налогов и т.д., оставляя за собой право на изменение стоимости или отмену тура. Однако суд трактует подобное расширение закона как ущемление прав потребителей.

Усложнение претензионного порядка

Часто туристические агентства делают условия предъявления официальной претензии со стороны туристов более сложными:

  1. Сокращение сроков для предъявления претензии, при этом ее рассмотрение будет проводиться дольше. Это прямо противоречит букве закона.
  2. Введение обязательного претензионного порядка для туриста. Важно учесть, что законодательство дает возможность решить дело мирно, без обращения в суд.
  3. Установление обязанности туриста прикладывать к претензии те или иные документы (доказательства понесенных убытков, протокол, фиксирующий недостатки и т.д.). Большее количество документов говорит о действительности проблемы и помогает быстрее разобраться, но турагентство не может включать такой пункт в договор. Юристы советуют делать информационный блок. В нем указывают, что для быстрого рассмотрения претензии можно приложить определенные документы. При этом информация имеет рекомендательный характер.

Те, кто собирается пользоваться услугами фирм, должны знать, какие нюансы могут их ожидать.

Установление фиксированного удержания за отказ от тура

Согласно закону «О защите прав потребителей» и Гражданскому кодексу, в случае отказа от услуги человек обязан вернуть только фактически понесенные и подтвержденные документами расходы. Это могут быть билеты, оплаченный номер в гостинице.

Есть и другие нарушения, которые позволяют себе турфирмы, однако мы привели самые частые, с которыми может столкнуться каждый, кто ищет путевку на отпуск. Подкованность в этом вопросе позволит отдохнуть без неприятностей.