Защита прав потребителей в сфере ЖКХ
Очень часто у нас возникают проблемы в отношениях с коммунальщиками. Затопление квартиры из-за некачественной сантехники в доме, выполнение услуг не в полном объеме (например, отсутствие уборки подъездов, невывоз мусора), тогда как квитанция представляет за них счет, и многие другие моменты нарушают права жильцов дома. Каким образом можно их защитить?
Обязанности управляющих компаний
Для того чтобы хорошо разбираться в вопросе, нужно представлять себе некоторые правовые моменты. Данная сфера регулируется прежде всего Жилищным кодексом РФ и Законом о защите прав потребителей. В соответствии с ними:
- Потребитель имеет право на обеспечение безопасности и соответствие состояния дома, его инженерных сетей строительно-санитарным нормам. Оно реализовывается через обязанность управляющей компании (УК) отчитываться перед жильцами о выполнении их заявок в течение 5 дней (объем работ и их результаты, затраты).
- Жильцы могут требовать исполнения предоставляемых услуг без задержек. Так, если не проводится плановый косметический ремонт, на компанию можно подать в суд.
- Потребители в любой момент могут запросить сведения о работе УК, в том числе финансовую отчетность.
Если УК не дает информации о своей работе, медлит с оказанием услуг, выполняет их некачественно, вы вправе обратиться в отдел по защите прав потребителей или жилищную инспекцию. Если с их помощью разрешить проблему не удастся, то дело может быть рассмотрено в суде.
Досудебное урегулирование
Потребитель коммунальных услуг имеет право урегулировать вопрос в отделе по защите прав потребителей или жилищной инспекции. Пострадавшая сторона пишет в один из этих органов жалобу, в которой должны быть указаны:
- проблема;
- реквизиты и наименование компании, сведения о пострадавшей стороне;
- подробное описание ситуации.
Заявка рассматривается в течение месяца, по истечении которого либо формируется какое-то решение (например, на УК накладывается штраф), либо дело выносится дальше на судебное рассмотрение.
Обращение в суд
В случае если не удалось прийти к какому-либо компромиссу, необходимо оформить иск. Он будет принят к рассмотрению:
местным мировым судом, если оценка повреждений не превышает 50 тыс.р.;
районным, если возместить необходимо моральный ущерб или сумма иска превышает 50 тыс. р., а также в тех ситуациях, когда имеются претензии к отчетности УК.
Ваша аргументация должна основываться на:
Жилищном кодексе РФ;
Законе о защите прав потребителей;
любых недочетах и недостатках, обнаруженных при эксплуатации жилья, если они возникли по вине коммунальных служб.
Проблема будет решаться несколько дольше, однако если УК будет признана виновной в невыполнении своих обязанностей, последствия могут быть от наложения штрафа до возбуждения уголовного дела.
Профессиональный адвокат Коротаева Ольга Викторовна поможет вам подобрать веские доводы в защиту своей позиции, представит вас в суде и поможет выбрать наиболее эффективный способ отстоять себя.